Публичные слушания в трудовой инспекции

4 мая с.г. представитель НП АСП принял участие в публичном обсуждении правоприменительной практики в Государственной инспекции труда по Алтайскому краю. Это уже третье ведомство, где прошло публичное обсуждение результатов 1 квартала, поэтому есть с чем сравнивать. Согласно ст.8.2 федерального закона 294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положениями паспорта проекта «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований» приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» целью проведению таких мероприятий является информирование предпринимателей  в вопросах соблюдения обязательных требований и о ходе реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД).

С точки зрения формальности, обсуждения в трудовой инспекции, как такого не было. Были слушания руководителя основного ведомства и смежных с ним. Даже вопросы были отложены по всем выступлениям «на потом»: наверное, когда забудутся и когда на то не будет времени. Да и задавать вопросы было некому. Несмотря на то, что мероприятие проходило во исполнение закона о защите прав предпринимателей, их в зале было два: от ОПОРы и НП АСП.  Ведомство не смогло (или не захотело) обеспечить явку предпринимательского сообщества, например, в отличии от Управления Роспотребнадзора, где представители бизнеса задавали массу вопросов, в т.ч. и «неудобных» после выступления каждого специалиста. Действо напоминало производственное совещание на тему как хорошо ведомство борется за права трудового народа против бизнеса, и как еще лучше будет бороться, что ярко видно из доклада руководителя инспекции Фандина И.Л., размещенного на сайте. Справедливости ради сразу надо отметить, что доклад последнего один в один был копией доклада федерального руководителя, заменены только цифры.

По результатам 1 квартала в трудовой инспекции возросло число проверок, главным образом, за счет внеплановых. Руководитель объясняет это «повышением активности граждан в защите своих трудовых прав». Несколько позднее в докладе прозвучала другая причина роста внеплановых проверок: « инспекций труда была организована   работа по организации внеплановых проверок соблюдения  требований трудового законодательства…». И эта фраза тоже перешла из доклада начальства. Федеральный закон 294-фз не предусмотрел  такого основания как «организация работы по организации внеплановых проверок»,   руководители открыто признаются в нарушении закона. Они сами организовали и сами провели, сославшись на активность граждан.

Основная часть доклада содержит подробно изложенные нарушения в различных направлениях контроля ведомства, без анализа причин их порождающих либо общей фразой как то  «высокий уровень смертельных несчастных случаев от организационных причин вызван низким качеством организации работ административно-техническим персоналом, а также отсутствием контроля за персоналом».  Соответственно, нет предложений что с этим делать. Однако, последний раздел доклада, позволяет догадаться: надо «закручивать гайки». Кстати сказать, называется он почти как один из 8 направлений реформы КНД: устранение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, но речь идет в разделе в основном об ужесточении требований к бизнесу. Есть предложение по изменению в Трудовой кодекс в «части гармонизации с положениями закона о защите прав предпринимателей», но в чем эта гармонизация заключается, не раскрывается. Зато достаточно понятно раскрыты следующие предложения по «устранению избыточных требований»:

  1. Установление персонификации (?) ответственности собственника (читай-инвестора) организации за возникновение задолженности по зарплате работникам. Согласно ГК РФ собственник не имеет право вмешиваться в работу предприятия, а вот ответственность на него хотят взвалить. Возможно, это происки Госдепа по утеканию капитала за границу. Там за инвестирование денег в экономику к ответственности не привлекают, а , наоборот, поощряют.
  2. «Придание предписанию инспектора статуса… исполнительного документа и предусмотрение возможности принудительного списание денежных средств со счетов организации» !!!  Зачем судебные разбирательства, пусть инспектора  решают, у кого отнимать собственность, а у кого нет. Отнять и поделить, а Конституцию переписать. Предпринимателей 5 раз расстрелять и 5 раз повесить. Такой смысл видится в этом предложении.
  3. «…предоставление инспектору полномочий по приостановке эксплуатации неисправного оборудования, агрегатов, объектов, зданий или сооружений.. .» Это предложение по «совершенствованию» не позволяет усомниться в высокой квалификации трудовых инспекторов в области техники, строительства и прочих вещей, позволяющих определить неисправность любой вещи.
  4. А если произошел несчастный случай, то инспекция предлагает непременно провести внеплановую комплексную проверку организации по всем направлениям ее деятельности без согласования с прокуратурой. Впечатляет уровень знаний и квалификации трудовых инспекторов. Это же надо так разбираться во всех отраслях экономики, чтобы проверять и промышленность, и торговлю, и  здравоохранение, и, возможно, космическую и оборонную деятельность. Да, кадры решают все.

Кстати, еще одно направление реформы КНД, это совершенствование кадровой политики. МЧС только планирует  заниматься внедрением эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов, а труднадзор, наверное, уже преуспел в этом направлении. Видимо поэтому, зал громко комментировал и охал во время выступления представителя НП АСП с вышеизложенной критикой, а одна из присутствующих, не дав закончить выступление, разразилась нецензурным определением, напомнившим басню дедушки Крылова : «Как смеешь ты, своим нечистым рылом,  здесь чистое мутить питье…».

Собравшихся не заботило многочисленность требований Трудового законодательства к бизнесу, и то, что это и есть основная причина их невыполнения. Со слов руководителя инспекции Фандина И.Л. в ведомстве уже разработано 125 проверочных листов (что есть и на сайте), а будет 200. Анализ нескольких из них показал, что в каждом ни одно требование, а это значит, что  руководитель даже микропредприятия,  или ИП должен знать и соблюдать их, либо содержать специалиста в области трудового права, иначе бизнесом заниматься некогда. Другие надзоры тоже предъявляют ни одно требование, и по ним тоже надо иметь специалиста. Выход в уменьшении количества этих требований,  увеличение их числа и закручивание гаек подрывает экономику, разоряет бизнес. Те самые 5% ВВП, что тратит бизнес на надзор, было бы логичней направить на оплату труда работников и поддержку бизнеса. Ведомству бы поддержать предложение ОПОРы по отмене всех локальных актов в микропредприятиях, а вместо них ввести Типовой трудовой договор. Заполнит его руководитель и не будет ошибок при его заключении. Правда, тогда инспектору проверять будет нечего и один проверочный лист исчезнет точно.

Ведомство упорно борется за легализацию зарплат, было бы полезней проанализировать причины этого явления, возникшего после увеличения размера отчислений с зарплаты. Игра в кошки-мышки стоит дороже снижения отчислений. Правда,  кошек придется сокращать. Почему бы ведомству не поддержать введение понятие «самозанятых», которые не должны регистрироваться как ИП, но могут работать по патенту, по аналогии с иностранными гражданами: и бюджет пополнится, и занятость повысится. Провели бы мониторинг ремонтных работ, например. И доказали, что логичней ввести небольшие патенты для них, чем контролировать гражданско-правовые отношения. В докладе прозвучало сообщение о 61 случае нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда. Это дорогостоящее мероприятие обязаны проводить все, без исключения, предприятия. И мало, кто этим озадачился. Понятно, что риск-ориентированные предприятия должны то делать во избежание несчастных случаев, но большинству предприятий этого не нужно, бестолковая, дорогостоящая процедура, да еще затраты по внедрению мероприятий по ней. Однако, в инспекции так вопрос не ставят. Что им до бизнеса, они с ним борются.

Не было речи в докладе о смене вектора в вопросе  эффективности надзора. Если на мероприятии в МЧС прозвучало требование министра больше заниматься профилактической работой и рассматривать каждый штраф малому бизнесу как позор МЧС, то труднадзор ограничился констатацией результатов проверок в виде цифр штрафов. Надо полагать здесь штрафной вектор сохранится.

Интересно, что на  публичных обсуждениях и в МЧС, и в трудовой инспекции демонстрировался ролик Открытого правительства о направлениях реформы КНД. Разница в том, что в МЧС ролик показывали в зале перед всеми собравшимися, его смотрели и предприниматели, и специалисты МЧС, а в трудовой инспекции фильм демонстрировали в фойе и никто его не смотрел. Соответственно, и построение докладов, и содоклады в порядке обсуждения основного в МЧС были в свете проведения реформы КНД, а в трудовой инспекции…  Печально.

FacebookTwitterOdnoklassnikiVKGoogle+PinterestОтправить